Без заголовка
Куклы Ханса Беллмера
«Прилаживать суставы, сочленения друг к другу, выжимать из шаров и из радиуса вращения образ детских поз, тихонько следовать контуру ложбинок, вкушать наслаждение от округлости, создавать красоту, внося в нее не без злорадства, тень деформации…обнажать тайные робкие мысли маленьких девочек, вскрывать самые сокровенные глубины этих мыслей» (с).
В 1934 году в частном издательстве немецкого города Карлсруэ была подпольно издана книга Ханса Беллмера (Hans Bellmer, 1902 – 1975) «Куклы» (Die Puppe), в которую вошли 10 фотографий шарнирных кукол, сконструированных художником, которые были скомпонованы в форме tableaux vivants — живых картинок. Ранее 18 фотографий с подачи Андре Бретона были опубликованы в парижском журнале сюрреалистов «Минотавр». В нацисткой Германии Беллмер сразу же был причислен к представителям т.н. «дегенеративного искусства», и был вынужден эмигрировать во Францию.
Беллмер начал работать над эротизированным образом деформированной куклы, противопоставляя свой замысел официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии. В обращении к этой теме и её дальнейшей трактовке на художника повлияла автобиографическая книга Оскара Кокошки «Фетиш» (1925), а позднее — труд австрийского психиатра Пауля Шильдера «Образ и облик человеческого тела» (1935) и книга французского психиатра Жана Лермитта «Образ нашего тела» (1939). Последующие несколько лет Беллмер посвятит изучению женского и детского тела как предмета запретных желаний, расчленяя его на фрагменты, мешая конечности и органы, отображая отчаяние неудовлетворенного мужского желания и исследуя тонкие грани между живым и механическим, телом и пластикой, страстью и бесстрастностью.
Манекены Беллмера несут на себе отпечаток изорванности, расколотости и несостыкованности двух пространств — «моего», «личного» и того, что с ним соприкасается. Куклы физиологически точно передают пропорции девушки-подростка. Предельно точно воссозданы мышцы и «сочленения», контрастирующие с хрупкой гипертрофированностью кукольного торса. Для Беллмера порнофотографии кукол были своеобразной формой протеста против ханжеской морали «порядочного» буржуазного общества, стереотипов комильфо, а также возможностью создания семантического коллажа, где неодушевленные предметы наделяются сексуальностью.